rubezh-CNen

Справка

+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33,
+375 (17) 375 29 33

Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04

Стоматология

+375 (17) 374 52 01

Ортодонтия

+375 (17) 375 61 40

Платные услуги

+375 (17) 209 85 75

Справка
+375 (17) 377 39 03  
 +375 (17) 375 25 33  
 +375 (17) 375 29 33

Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03  
+375 (17) 374 55 04

Стоматология
+375 (17) 374 52 01

Ортодонтия
+375 (17) 375 61 40

Платные услуги
+375 (17) 209 85 75

Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51

Телефон "горячей" линии
+375 (25) 549-77-47

Режим работы

  • будние дни 8.00 - 19.00
  • суббота, воскресенье - выходной

Телефон доверия (работает в автоматическом режиме)
+375 (17) 252 21 81

Аутизм – это болезнь?

Несмотря на то, что диагноз Расстройство аутистического спектра (РАС) официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее и этичнее считать их людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же из себя представляет аутизм?

Все довольно просто: практически круглосуточно головной мозг получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов - зрительных, слуховых, осязательных и т.п. И только после обработки этих данных, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У детей с расстройством аутистического спектра в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, они воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно - они иначе, нежели «обычные» дети, реагируют на проявления окружающего мира и как следствие иначе общаются в рамках социума.

 К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, число которых прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Тревожная динамика, не так ли?

Косвенные симптомы аутизма у детей

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако:

  • во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы),
  • во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  1. Социальные симптомы;
  2. Проблемы коммуникации;
  3. Монотонность (стереотипность) поведения.

Социальные симптомы аутизма у детей

  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Трудности коммуникации

  • Ребенок развивается с задержкой речевого развития, может быть регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
  • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
  • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
  • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
  • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
  • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
  • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Монотонность поведения

  • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  • Как правило, такие дети демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).

Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с раннего возраста (примерно 1-1,5-2 года). Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма еще до года.

Лечение аутизма у детей: где взять «волшебную» таблетку?

Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор. Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе. Чем раньше начать коррекционную работу – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может иметь тяжелую задержку психического развития и быть не способным обслуживать себя, тогда как другой - может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п.

Успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы. Это значит, что никакого универсального метода лечения аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода пазл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике конкретного ребенка.

Родителям ребятишек с РАС необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная специализированная помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, но узнать окружающий мир и «подружиться» с ним.

Детей с расстройством аутистического спектра нужно не лечить, а вытягивать из «своего» мира!!!

 

Врач-невролог   Т.П. Гудная

Психолог            А.В. Борозда

© 2022 4-я городская детская клиническая поликлиника